Александр Щербина (a_sherbina) wrote,
Александр Щербина
a_sherbina

Categories:

:: PRO АВТОРА :: 28. АВТОРСКАЯ ИНТОНАЦИЯ

Чем оригинальность отличается от оригинальничания? Тем же, видимо, чем улыбка от смайлика и оригинал от копии. Имитация иногда приносит плоды, но никогда не сможет работать долго. Просто не сдюжит. Слишком сильно придётся пыжиться, слишком много усилий тратить на то, что должно даваться если не легко, то хотя бы естественно.

Авторская узнаваемая интонация – самое ценное, что автор с годами можем приобрести. Или не приобрести. Такая интонация слышна во всём – в выборе "своих" тем, впечатлений, в их интерпретации, в стиле, слоге, в мелодии, в тембре, в характерной подаче, манере произносить или пропевать фразы... В одном из приближений это выглядит так: встречаешь где-то цитату, читаешь неизвестный отрывок – и вдруг ясно понимаешь, кто мог его написать. Услышав одну-две фразы новой песни, – уже знаешь, чья она и кто поёт.

Для автора, автора-исполнителя эта узнаваемость - подтверждение авторской интонации. Придумать, рассчитать её формально, наверно, можно, но практически - вряд ли получится. Такая удача выпадает либо сразу (что скорее случай), либо вызревает годами, выдерживается, настаивается, как хорошее вино. При том что ингредиенты этого вина зачастую остаются тайной – даже для винодела. А иногда – и вовсе противоречат здравому смыслу. Сильные стороны оказываются не у дел, а недостатки превращаются в достоинства (см.16)

Но, как бы то ни было, автору мало хорошо писать (рисовать, петь). Приходится ломать чужие и собственные шаблоны, менять правила и создавать новые – свои (см.19). Но даже создав их, суметь не разочароваться со временем и не впасть в тоскливую череду самоповторов…

Если продолжать аналогию – вино, скажем так, коварно. Может бодрить, может пьянить, может однажды скиснуть. Кому-то удаётся жить в мире с обретённой интонацией, кто-то становится её заложником. Это хорошо известно актёрам, “записанным” после однажды успешно сыгранной роли в одно единственное амплуа. Это известно и состоявшимся авторам, рискующим обмануть ожидания читателя. Это известно исполнителям, со сменой жанра теряющим большую часть публики.

В любом случае, требуется немало смелости, чтобы, свернув с накатанной дорожки, опять проходить всё сначала – без всякой гарантии на успех.

VK_PRO-АVTORA_citata_28

:: предыдущие серии ::
Tags: pro_avtora, кросспост sherbina.ru, творческая кухня
Subscribe

  • Н.Ф. ЩЕРБИНА: РАСКИНУЛОСЬ НЕБО ШИРОКО

    В этот день мне бы вспомнить своего поэта-однофамильца, Щербину Николая Фёдоровича (как раз 14 декабря – аж 1821-го года). Смотрите, как…

  • ПИТЕР (2014, 3-4 ноября)

    Кто бы мог подумать, что рядовой, в общем, выезд в Питер, ещё до концерта обрастёт фантастическими подробностями. Судите сами: за одни сутки…

  • ПРО ВЫКСУ (ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2014)

    Дождя в Выксе не было - и город я не узнал. Пришлось знакомиться по новой. Мои традиционные гиды Баикины – Алёна, Саша и Лис – опять же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments