?

Log in

No account? Create an account
барельефы

:: PRO АВТОРА :: 29. МИКРОБИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

Одно и то же событие люди видят по-разному. Одни и те же вещи на кого-то производят впечатления, на кого-то нет. Избирательность тем, сюжетов, образов, и последующая их интерпретация, – такой же залог авторской индивидуальности, как и характерная лексика, фразировка, любимые-нелюбимые знаки препинания и пр.

Никто из нас не живёт в безвоздушном пространстве. Все проживают свои дни с чувствами, впечатлениями, восторгами, обидами, проблемами, привычками, разговорами, прочитанными книгами, увиденными фильмами, окружающими лицами, предметами, бытовыми подробностями, ежедневной рутиной и витанием в облаках… Со всем тем, что, так или иначе, попадает в поле нашего зрения, нашей мысли или эмоции.

Для нормального человека, не отягощённого писательским зудом, всё это остаётся сугубо личными воспоминаниями либо исчезает бесследно. Для сочинителя – становится поводом и запускает алхимическую реакцию, при которой вся эта гремучая смесь подвергается двум одинаково необходимым процессам: приживлению и изложению. При первом (приживление) – все набранные впечатления пропускаются через личность автора, изменяют свойства, прирастают подробностями, художественными образами, новыми смыслами и даже вымыслами. При втором (изложении) – наступает очередь личных умений и мастерства. Здесь самое время вспомнить об авторском слоге, стиле, об авторской интонации… [гл.28]

Когда зелье готово – оно становится либо вином, либо уксусом. Либо волшебством, либо унынием. У настоящей поэзии (музыке, живописи…) есть одно замечательное свойство: она цепляет других.

Иногда стихотворение может быть вполне себе грамотным, вполне себе искренним и вообще – придраться-не-к-чему, но, что называется, “не цепляет” - никого, кроме автора. И то, подозреваю, только потому, что он его написал. Там есть аллюзии, намёки, отсылающие его к понятным ему, ей (или ему и ей) событиям, разговорам, переживаниям, но все они лишены некой универсальности, общечеловеческого кода, когда твоё переживание становится переживанием и других. Тем, что вызывает сочувствие и приводит, в конце концов, к сотворчеству, о котором у наст уже шла как-то речь.

Что это за код? Я не знаю. Чувствую. Догадываюсь. Возможно знакомое мне ощущение, радость узнавания, высказанные по-новому. Или наоборот, сложный, незнакомый нюанс, доходчиво донесённый, раскрытый волнующим меня языком или образом. В любом случае - моё читательское удивление, рождённое волей (или неволей) автора.

И тут я вдруг начинаю любить человека, о котором раньше и понятия не имел. Скорее всего, я и сейчас не имею о нём понятия. И частью - переношу на личность автора всё им написанное, частью - дорисовываю его образ уже своими собственными эмоциями от прочитанного.

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло.

Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Кстати, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество. Та же музыка, скажем. И песни.

VK_PRO-АVTORA_citata_29

:: предыдущие серии ::

Comments