?

Log in

No account? Create an account
барельефы

:: PRO АВТОРА :: 30. ОТ РУМБЫ ДО ДУХОВНОГО СТИХА

Продолжаем разговор  –  с предыдущего абзаца...

Творчество – самый короткий путь от одного человека к другому. Здесь не требуется церемоний и личных знакомств, не играет никакой роли социальное положение, возраст, даже разница во взглядах. Всё происходит на другом уровне и почти мгновенно: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё, накрыло – не накрыло... Архаично-возвышенное “властитель дум” – как раз об этом. Только “дум” – по мне так совсем не первое в этом списке. Если властитель – то чувств, эмоций, души, духа… ну, и ума тоже. И вряд ли – всего сразу… Вот, интересный получается ряд, ещё немного и можно переводить разговор на уровень чакр. В коих не силён. Но примерно таким, обращённым к разным человеческим потребностям, мне видится и всё творчество.

Есть музыка для почти физиологического удовольствия – где-то на уровне живота и ниже. Чаще танцевальная, положенная на подчёркнуто удобный для движения ритм. Если здесь появляются слова – то в роли скорее обозначения. Не отвлекающие от и не претендующие на. Широко используемые штампы здесь – не недостаток, как нам порой кажется, а правило. Они не должны отвлекать от главного. А главное здесь – движение, в идеале - танец. Будь то диско, румба или венский вальс.

Прямой противоположностью мине видятся музыка и тексты “для ума”. Те, что апеллируют к размышлению, пониманию, чуть ли не к логике. Здесь правила диктуют и некоторую общую образованность и подкованность в какой-то определённой теме. Здесь уживается и весомая доля всего постмодернизма, и обилие цитат, и любовь ко всякого рода загадкам-разгадкам. В том числе и филологическим… Но я перескочил от живота сразу к голове, а надо бы по порядку.

Поэзия и музыка на уровне груди, “для сердца”. В прямом смысле – сердечная музыка. Пристанище вечных, общечеловеческих, “добрых” тем – без особой зауми и притязательности, почти простодушная, но, в отличие от “танцевальной” и “умной” – изначально искренняя и щемящая, вызывающая тёплый сентиментальный отклик именно в сердце, минуя физику и аргументацию.

Ещё одна - “душевная” ипостась творчества. Наиболее, к слову, цепляющая меня самого – и как слушателя, и как автора. Музыка и песни, обращённые к чувствам, эмоциям, экзистенциальным переживаниям. Это и любовная интимная лирика, и “тёмные” закоулки личностного опыта, и самое благодатное поле для авторских тараканов. Тут, продолжая, аналогию, мы где-то на уровне горла. А заодно и лица. Что сочувственно закреплено в хорошо знакомой фразеологии: от “перехватывания горла” до “мурашек по коже” и “пощипывания в глазах”. Именно этого чаще всего ожидает от себя самого помещённый в данный контекст автор, - о чём бы ни писал. И той же реакции ждёт от читателей или от зала.

Наконец – дух. Это уже совсем иной уровень творческих исканий, в которых и мысль, и чувство, и слово, – отголоски глубоких внутренних процессов, куда более интимных, чем, скажем, любовная лирика. На мой взгляд, самый сложный вид творчества. Здесь крайне сложно найти свои слова, не свести всё к общей притче или пересказу канона. И при всём при том сохранить художественную ценность высказывания. В этом смысле музыке повезло больше – она минует слова. Она мистическим образом вселяет трепет или взывает к свету и радости. И примеров гениальной церковной музыки приходит на память в разы больше, чем знакомых образцов духовного стиха той же силы.

И, конечно, условность этого деления – не менее и не более условна, чем деление на жанры. Которых в чистом виде сегодня уже и не встретишь. Творчество, как и его восприятие, вещь субъективная, хоть и не оставляющая попыток прийти к неким универсальным критериям оценки. Но главным для слушателя, как ни крути, всегда остаётся всё то же: цепляет – не цепляет, твоё – не твоё… Случилось – не случилось.

VK_PRO-АVTORA_citata_30

:: предыдущие серии ::

Comments