Александр Щербина (a_sherbina) wrote,
Александр Щербина
a_sherbina

Categories:

:: PRO АВТОРА :: 35. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Раньше мы уже вдоволь поговорили об образцовых графоманах, о графоманах поневоле и даже о графоманах-волшебниках. Пришли к выводу, что графомания – это неизбежная болезнь, которой, подобно ветрянке, лучше переболеть в детстве. “Окончательный диагноз” завершает эту благодатную тему.

Конечно, никто не собирается отнимать у автора неоспоримую отмазку - "Я так чувствую". И всё же представим, что мы сидим в зале. На сцену выходит оперный певец и начинает лажать мимо всех семи нот, не считая чёрных клавишей. Представим, что через час, наше вежливое терпение переходит в не столь вежливый свист. Певец презрительно смолкает, бросает "Я так чувствую" и топает искать себе другой зал... и другую публику. По ходу, конечно, добавив, что мы попса и ничего не понимаем в опере. Ну, и про Стаса Михайлова, разумеется, что-нибудь.

Но сегодня, покидая такой удивительный и разнообразный мир графомании, давайте попробуем поставить себе и другим что-то вроде диагноза. Ну, может, и не окончательного, но, на сколько возможно, точного. Для этого предлагаю совместными усилиями выявить характерные симптомы. И при наличии двух и более симптомов у одного автора – задуматься о лечении. Начнём с очевидного.

Недержание.
Наш пациент выплёскивает всё, что пришло в голову. Без какой-либо фильтрации и внутреннего ценза. В его мире нет главного или второстепенного: важно всё. Страшно представить, что какая-та фраза или замысел останутся неизвестными миру. Отсюда, как правило, обильная писучесть и тонны непереваренного текста.

Глухота.
К слову, к рифме, к языку. Смысловые и фразеологические ляпы. Тут и “Снег пошёл по большому”, и “Её глаза с нежностью смотрели друг на друга”. Рифмы “пою-люблю”, “мне-судьбе”, “ночь-вновь”. Об этом мы говорили в главках про рифмы и семантический слух.

Прострация.
В мире, созданном воображением графомана, не бывает конкретных людей, улиц, предметов. Все вещи и понятия лишены примет и строго законспирированы. Любое качественное прилагательное уступает место указательным местоимениям: “той”, “этой”, “такой” “тот самый”. Эта вселенная легко обходится без времени и пространства – всю конкретику с успехом заменяют спасительные “тогда”, “туда”, “оттуда”… Та же беда с чувствами. Слова “тоска”, “одиночество” и, разумеется, “любовь” – самодостаточны до Абсолюта. Перо графомана столь размашисто, что не снисходит до оттенков и нюансов переживаний. Опять же - симптом. Подобная "конспирация" не будет рассекречена даже под пытками.

Клептомания.
Помноженная на вандализм. Если уж (а точнее – когда) воруется образ (или идея, или мысль), то непременно видоизменяется, – и не в лучшую сторону. С понижением качества. Так, вырванный из контекста афоризм хронически превращается в азбучную истину, а слизанная где-то метафора – в штамп.

Дидактика.
Побочный эффект всего перечисленного. Страсть к лозунгам и пафосным назиданиям. У пациента на листе много “Родины”, “Великой Победы”, “Человечества” и “Доброты”. И ещё СЧАСТЬЯ. Прописные буквы призваны разбудить обывателя, вернуть словам и чувствам их исконную, забытую СИЛУ и ГЛУБИНУ.

Ляписизм.
Частный случай клептомании и глухоты. Насильственное приживление к бедному в целом словарю какого-нибудь неординарного слова. Как правило, употреблённого не к месту и торчащего в тексте как небоскрёб в пустыне. Предмет особой гордости пациента. При чтении вслух – произносится с особым нажимом и осознанием своей находчивости… По поводу термина “ляписизм”:
– Вы писали этот очерк в “Капитанском мостике”?
– Я писал.
– Поздравляю вас! “Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом”. Мостик теперь долго вас не забудет, Ляпис!
(Ильф и Петров “Двенадцать стульев”)

Полная прострация.
Блуждание в потёмках с некстати барахлящим фонарём. Случайность формы и содержания, отсутствие структуры. Стихийность (не от слова "стихи"), неосознанность и, попросту говоря, бардак. Любое взятое наугад произведение пациента универсально, как железный конструктор из 80-х. Легко убрать, заменить, поменять местами любые строки или целые строфы. На результате это никак не скажется.

Мания преследования.
Крайняя степень обидчивости. Невосприимчивость к критике. Вынужденно-показное изгойство. Это понятно: все вокруг враги, завистники и попса – та самая, “ничего не понимающая в опере”. Исключение – несколько преданных поклонников и друзей, что ещё способны разглядеть Настоящее (с большой буквы, естественно). Эти друзья, скорее всего, тоже пишут. И тоже - Настоящее.

Граммофобия.
Не знал, как назвать воинствующую безграмотность, - придумал так. Подразумевается клинический страх перед орфографией и пунктуацией. Частный случай неуверенности, апеллирующий к схожим образцам мировой литературы. В отличие от образцов – возникает не от художественного замысла и выразительности, а от накрутки значимости. И от школьных прогулов. Легко угадывается по стилистике и общему уровню текста, который не спасти даже отсутствием точек и запятых.

Ну вот, навскидку так. Наверняка, вам есть что добавить или убрать – из личных наблюдений.

VK_PRO-АVTORA_citata_35

:: предыдущие серии ::
Tags: pro_avtora, кросспост sherbina.ru, творческая кухня
Subscribe

  • ГРУШИНСКИЙ-2015. ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Начинаю отвечать про всё подробно. Про что пели, где были, про настроение, про погоду, про звук, про сколько народу, про «берёзки» и…

  • США-2015/06

    Плны на лето. 2-го июня в Меццо-форте сыграем с акустик-бэндом - закрытие нашего московского сезона. На следующий день - буду уже на пути в Нью-Йорк,…

  • ГРУШИНСКИЙ-2015. АНОНС

    Сегодня последний концерт в Чарльстоне, College of CATO center. И начинаю паковать вещи. Дальше - Грушинский, куда едем акустикой - с Лёвой и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments