Александр Щербина (a_sherbina) wrote,
Александр Щербина
a_sherbina

Categories:

ГАМЛЕТ И ДРУГИЕ

Почему одну и ту же пьесу, вроде шекспировского "Гамлета" или чеховской "Чайки", ставят по тысячи раз - и каждый режиссёр пытается выдать что-то своё. Потому что это в природе театра. Пьеса, слова, реплики, - только отправная точка к действию. "Искусство толкования", скажем, по Ершову, как раз в том и заключается - вложить новую жизнь/идею/эмоцию в уже перепаханную тему. Есть общеизвестные вещи, в которые интересно вкладывать своё ви́дение... Когда была закончена первая строфа и появились двухстрочные отрывки, больше похожие на афоризмы с привязкой к Шекспиру, пришлось освежить память. Первоисточник дал конкретику. А очень вовремя подвернувшийся мх(а)товский "Гамлет" с Хабенским-Трухиным-Пореченковым добавил эмоций... Реплика в сторону: этот спектакль Бутусова, где так редко по нынешним временам "размято" и донесено каждое слово, уже не о Гамлете. Хабенский столь убедителен и силён, что его Клавдий, явно не без участия режиссёра, становится главной фигурой. В разборках Гамлет-Клавдий мои симпатии в этой интерпретации - однозначно на стороне последнего. Искусство, однако! Искусство толкования... Ну и ещё немного, раз уж о театре. Замечали, что многие "попсовые" кинозвёзды, если заходит речь в интервью, так трепетно говорят о своих театральных ролях. Они-то уж точно знают, где они действительно актёры с большой буквы, а где экранные двойники. Кино берёт с актёра слепок эмоций и яркую картинку, которую отправляет в монтаж. Может быть всё современное кино - это искусство монтажа. За исключением редких актёрских удач и тех авторских работ, которые так никто и не посмотрит. В театре монтажа нет. Как нет дублей, пересъёмок и переозвучек. Зато есть живые актёры, которым не за что прятаться. Именно здесь актёр и подписывает собственный гамбургский счёт. И тогда случаются октрытия. Как, например, для меня - на "Гамлете". Совершенно индифференто относясь к тому же Хабенскому-киногерою, я был впечатлён, окружён и взят в плен талантом и мощью этого Актёра Театра... Ну, а стихотворение, с которого пошёл разговор, - оно, конечно, не о театре, не о Хабенском, и даже не о Шекспире...

ГАМЛЕТ И ДРУГИЕ
[соло для одиноких туб в оркестровой яме]

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ…
            «Гамлет», сочинение Уильяма Шекспира
            в переводе Бориса Пастернака

Уснул...
И видел сны...
Сварливый Гамлет
Играл в слова. Глагол на букву «бэ»
(Или не «бэ») никак не лез в регламент
Английских туб – «Туби, тубой, тубе...»

Судьбе угодно убивать красиво,
Во славу ядоносного венца.
Но так ли смерть страшна, как перспектива
Свой краткий век прожить в тени отца,

Бряцая шпагой, шаря по подвалам,
Травя от скуки королевских крыс,
Залечивая модным вероналом
Чужой любви сердечную корысть?

Из мыслей слов не выкинешь – а жалко!
Что ни скажи – всё переврут  не так.
На каждый знак отыщется гадалка,
На каждого Шекспира – Пастернак.

Весь мир – театр. Но если откровенно,
То стоило ль так рваться в Эльсинор,
Чтоб оставлять на милость Мельпомены
Семейных сцен естественный отбор?

Ни гордый нрав, ни призраки измены,
Каких себе химер ни сотвори,
Топор возмездия, повешенный на стену,
В последнем акте должен быть в крови.

О, пир вины! Под властью самозванца
Стыдливый блуд сквозит из всех щелей,
И Гильдестерн в обьятьях Розенкранца
Разучивает менуэт для флей-

Ты, помнишь, Гамлет, встречу над могилой?
Всё повторяется, судьба себе верна,
И череп пьяницы, однажды ставший глиной,
Опять послужит чашей для вина.

Война объявлена. Идущие на принцип
Приветствуют тебя!.. Как ноет грудь...
В такое время быть наследным принцем
Не всякому захочется рискнуть.

Забудь! Забыть не поздно и не трудно.
Когда струною рвётся связь времён,
Что ты Гертруде? Что тебе Гертруда?
Что оба вы всем тем, кто обречён?

Под  щёлканье счастливых папарацци
Гуляет двор в преддверии конца…
Есть многое на свете, друг Горацио,
Что отольётся нашим гордецам!

Певца погубит хор. А пуще – зависть.
Грядущее безумств не исцелит:
Офелию спасёт психоанализ,
Но после доконает целлюлит.

«Любить иль не любить?», - слабеют губы.
Ни грешница, ни нимфа, ни жена…
В подвале замка замирают тубы.
Четыре такта. Дальше – тишина.

АЩ 2006




Tags: стихи, театр
Subscribe

  • ХОЛСТ, МАСЛО, ЮЛЯ, ЦДХ

    Вот ведь насколько человек субъективное существо. Который год ЦДХ на Крымском воспринимается мной исключительно концертной площадкой. Самые знаковые…

  • ОЛЕСЬКЕ - 2 ГОДА

    Вчера утром дочка проснулась среди летающих вокруг кроватки шариков и привязанных к ним игрушек. Немного ошалевшая и вполне довольная она разменяла…

  • С ВЕСНОЙ, ТОВАРИЩИ!

    Метёт, однако... Юля сфоткала вид из нашего окна. Ну, чем не март-месяц?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • ХОЛСТ, МАСЛО, ЮЛЯ, ЦДХ

    Вот ведь насколько человек субъективное существо. Который год ЦДХ на Крымском воспринимается мной исключительно концертной площадкой. Самые знаковые…

  • ОЛЕСЬКЕ - 2 ГОДА

    Вчера утром дочка проснулась среди летающих вокруг кроватки шариков и привязанных к ним игрушек. Немного ошалевшая и вполне довольная она разменяла…

  • С ВЕСНОЙ, ТОВАРИЩИ!

    Метёт, однако... Юля сфоткала вид из нашего окна. Ну, чем не март-месяц?