?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие 10 | Следующие 10

11 фев, 2015

барельефы

:: PRO АВТОРА :: 34. ГРАФОМАНЫ-ВОЛШЕБНИКИ

После графоманов-любителей и графоманов поневоле, речь пойдёт о графоманах-волшебниках. По-другому их и не назовёшь. Это тот редкий случай, когда абсолютная глухота к слову приводит к фееричным результатам. Такие кудесники удивляют и восторгают, и даже учат. То есть невольно достигают тех же высот, каким служит подлинное искусство. Графоманы-волшебники – это “штучный товар”. Их хочется читать и перечитывать, лелеять и растаскивать на цитаты.

Об одном из них я узнал лет двадцать назад от своих друзей, студентов литературного. Седовласый стихотворец объявился в 94-м году во дворе литературного института с самиздатовским сборником, которым готов был поделиться с любым желающим за символическую плату. На обложке значилось “И.А. Самохов. Златые дни моей любви". Желающими оказались мои друзья – не из наивности, конечно, и даже не из любопытства. Посочувствовали человеку. Но после первых же прочитанных на перемене страниц ребята поняли, что за сокровище им досталось. Добрые слухи разлетаются быстро – особенно, если приправлены неконтролируемым хохотом. Ещё до конца следующей пары у И. А. Самохова был скуплен весь немногочисленный тираж.

Так рождаются легенды. Зачитанная до дыр книжечка была презентована мне где-то через пару лет после описанных событий. И на какое-то время стала моим личным бестселлером и лучшей приправой к любым песенным посиделкам. А если кто-то из вас, к своему стыду и невезению, до сих пор не знаком с творчеством моего протеже, я с удовольствием поделюсь тем, что помню. Орфография, понятно, авторская…

Я не всегда такой печален!
Не спрашивай ты ни о чем.
Восток себе представил алый
И девушку, с которой был знаком.

Я на тебя смотрел несмело.
Стояла ты вокруг девчат,
И вид достойный загорелый
Успешно дополнял наряд.

Вот оно – настоящее! Ни одной проходной строчки. Каждая будоражит ум и воображение. Тут сразу понимаешь, что скучать не придётся…

Отец мой поднимался рано,
Будил он возгласом простым.
И я, проснувшись в час багряный,
Вставал и шел трудиться с ним.
Шёл год тогда, когда Гагарин
В космический простор взлетел.
И я бродил, как странный парень,
Тобой любуясь в суете.

“Шёл год тогда, когда Гагарин…” – это же монумент! Слова впечатываются в мозг, как лозунг, как речёвка, как заклинание. Хочется повторять и идти маршем. Или вот ещё, из любимого:

И хожу я близ окреста,
Где заметнее весна,
И отчизна, как невеста,
Впереди кругом видна!

“Впереди кругом видна”! – скажите, не шедевр? Ну, можно это придумать? Нет, только родить. Выплеснуть. А потом расправить плечи и шагнуть в необъятное:

Стоит посмотреть на эту площадь:
Ширина ее сторон
Создает величественность в общем,
Как спортивный стадион...

Улицы Валовой вот начало -
Перекресток и метро.
Ленина портрет вокруг вокзала
На меня глядит с добром.

Какая безраздельная свобода! Какое феерическое обращение со временем и пространством!.. И с цветом, кстати, тоже:

Как кумач на празднике ликуя,
Ландыши цвели зимы белей!

Здесь всё как в высокой литературе – никогда не знаешь, чем всё закончится. Автор готов удивлять каждой следующей строкой, каждым новым образом:

Ты мне больше не звони -
Я люблю другого.
Познакомились мы с ним
Взглядом с полуслова.

Вот и приподнято-праздничное стихотворение с безобидным, казалось бы, названием “Колесо обозрения” вдруг последней строчкой вопиет о фатально-зловещей бренности бытия:

Поднялись. Спускаемся по кругу.
Смотрим, улыбаемся, грустим.
И не налюбуемся друг другом:
Этот день нам будет роковым!

Вы знаете, что такое игра слов? Тогда приготовьтесь к игре букв.

И издали мой дом заметен
На шумной улице Валовой,
Где буква М при алом свете
Всегда доступна для любого.

Эта доступная для любого “М”, да и остальные неожиданные находки автора, подарили мне много счастливых минут искреннего детского смеха. Посему, заканчивая краткий обзор стихотворных открытий И.А.Самохова, готов с восторгом разделить чистосердечное признание его лирического героя:

Только что, вчера ли это,
Осень брОдила в дыму,
А сегодня я с приветом
Встретил зимушку-зиму!

VK_PRO-АVTORA_citata_34

:: предыдущие серии ::

16 янв, 2015

барельефы

"О[д]НИ БОЛЬШОГО ГОРОДА" В ПИТЕРЕ

28 января первый раз сыграем упрощённую версию "О[д]ни большого города" в Питере. Встреча VK здесь >>. По этому случаю небольшой ролик с декабрьского концерта в клубе "Дума". Съёмка от Аллы Болховитиной, за что ей традиционное спасибо. В зале было темно, при просмотре в настройках лучше сразу поставить качество HD 720р.

4 янв, 2015

барельефы

АФИША-2015. ЯНВАРЬ

07.01 - Казань, клуб "Драйв". Рождественская "акустика": Сергей Канунников, Александр Щербина и Лев Кузнецов, Александр Батраков, Михаил Вырин. Вконтакте >>

17.01 - Москва, музыкальное участие в спектакле театра "Бенефис".

18.01 – Москва, клуб “Б2” (второй этаж). Александр Щербина и акустик-бэнд. Вход свободный. Вконтакте >> На сайте “Б2” >>

24-25.01 - Лисья нора.

28.01 - Питер, у Гороховского. Арт-концерт "О[д]ни большого города" - совместная программа с Ольгой Егоровой (мандолина-блюграсс).

29.01 - Питер, бисквитная лавка "Сова". Творческий вечер.

31.01 Ульяновск, концерт (акустика, с Лёвой). Новый город, концертный зал школы искусств №8 (пр-т врача Суворова-13).

1 янв, 2015

барельефы

С НОВЫМ ГОДОМ!

Что сказать... Уходящий год оставил горький осадок. И хоть любое времяисчисление - всего лишь условность, но именно в этот раз хочется вложить в дежурное пожелание особое чувство: с НОВЫМ (во всех смыслах) годом!.. Хочу сказать спасибо всем, кто был рядом, даже если был далеко. Мой поклон организаторам, коллегам по цеху, зрителям и нашим добрым помощникам… И отдельной строкой - потрясающим музыкантам, что делили в этом году мои музыкальные безумства.

+ новый год

30 дек, 2014

барельефы

АРХИВ АФИШИ-2014

ЯНВАРЬ

05.01 Москва, "ПАYЗЫ им. Станиславского", концерт в клубе "Grand Bourbon".

10.01 Москва, квартирник для Planeta.ru (по личным приглашениям), с Лёвой.

11.01 Москва, квартирник в Марьино, по записи: +7 (910) 438-8272 (Елена).

17.01 Москва, акустика в клубе "Археология", с Лёвой и Янгом.

19.01 Москва, Музыкальное участие в спектакле "Любовь. Фантазии. Инопланетяне" драмтеатра "Бенефис".

24.01 Днепропетровск, арт-центр "Квартира" (акустика, с Лёвой Кузнецовым).

25.01 Севастополь, Центр культуры и искусства. Сборный концерт памяти Высоцкого.

26.01 Севастополь. 14:00 - концерт в Доме Москвы (сольно). В 19:00 - квартирник (сольно).

27.01 Симферополь, концертный зал музучилища им. Чайковского. Сборный концерт памяти Высоцкого.

29.01 Киев, клуб "Арсенал" (сольно).

ФЕВРАЛЬ

12.02 Москва, акустический концерт в "Гнезде Глухаря" (б/з): "К Дню всех влюблённых: 28 признаний в любви" (с Лёвой и Янгом). В контакте - http://vk.com/event65380446.

15.02 Москва, музыкальное участие в спектакле "Любовь. Фантазии. Инопланетяне" драмтеатра "Бенефис".

16.02 Липецк, фестиваль друзей "Экклезиаста", малый зал ККЦ "Октябрь".

21.02 Нюрнберг (Германия), сольно, встреча ВК -
vk.com/event63967262.

22.02 Ганновер (Германия), сольно, здесь - https://goo.gl/maps/nKONU

23.02 Гамбург (Германия), сольно, здесь - https://goo.gl/maps/KlIJd

28.02 Москва, ДрФест в большом зале Гластонберри паб (акустика).

МАРТ

01.03 Москва, концертный зал "Измайлово". Пущинский фестиваль ансамблей. Играем мульти-бэндом "ПАYЗЫ им. Станиславского".

07.03 Москва, акустический "Как Бы Фест" в "Шоколадной фабрике".

13.03 Москва, концерт для школы "
Интеллектуал" (акустика, с Лёвой Кузнецовым).

15.03 Москва, квартирник в Марьино (сольно). По записи: +7 (910) 438-8272 (Елена).

16.03 Москва, музыкальное участие в спектакле "Любовь. Фантазии. Инопланетяне" драмтеатра "Бенефис".

21-23.03 Искитим, детско-юношеский фестиваль, будем с Лёвой.

23.03 Новосибирск, квартирник. Информация по тлф: +79232414431 (Евгений), +79139593998 (Ирина).

26.03 Москва, в "Гнезде Глухаря" (м/з): наша программа с Ольгой Егоровой "О[д]ни большого города".

27.03 Сергиев Посад, мастер-класс и выступление на фестивале "Журавлиная родина".

28.03 р/ст "Наше радио", "ПАYЗЫ им. Станиславского" в программе "Живые", live-концерт в эфире с 21 до 23 ч.

29.03 Москва, гостевой сэт на 10-летии "Баклуши-бит" (сольно).

30.03 Москва, мульти-бэнд "ПАYЗЫ им. Станиславского", концерт в клубе "Альма матер".

АПРЕЛЬ

02.04 Москва, "Гнездо Глухаря" представляет: Александр Щербина и Василий Уриевский - "Ну очень НЕсмешной концерт!"

11.04 Самара, галерея "Новое пространство", пр. Ленина, 14А (сольно).

12.04 Москва, музыкальное участие в спектакле "Любовь. Фантазии. Инопланетяне" драмтеатра "Бенефис".

17.04 Москва, Центр Авторской Песни. Александр Щербина и Шура Суханов: ретроспектива песенных моноспектаклей "Рыцарь Случайного Образа", "Страсти по Кармен", "О дворниках и ковбоях". Метро "Новокузнецкая", Большой Овчинниковский пер., д.24, стр.5.

19.04 Москва, Центр детской культуры "Академия ТИМЕЙ", концерт (сольно).

30.04 Москва, концерт в "Гнезде Глухаря" (б/з): "Своё и другое" (акустика - с Лёвой и Янгом на контрабасе).

МАЙ

01-02.05 Питер, Весенний ДрФест.
http://vk.com/net_net_da_i_fest

14.05 Питер, клуб "Белый Носорог", акустика, программа "Своё и другое" (Щебина-Кузнецов).

15.05 Москва, музыкальное участие в спектакле "Любовь. Фантазии. Инопланетяне" драмтеатра "Бенефис".

17.05 Нижний Новгород, паб "Кельтский дом", акустика, программа "Своё и другое" (Щебина-Кузнецов).

18.05 Москва, ДрФест в "Гластонбери", играем "ПаYзами им. Станиславского" (в том числе и Др'кина).

24.05 Москва, День Биолога, опэн-эйр в МГУ, играем "ПаYзами им. Станиславского".

24-25.05 Воскресенск, опен-эйр "ШокоФест-2014", играем "ПаYзами им. Станиславского", наш сэт в час ночи с субботы на воскресенье.
http://vk.com/shokoparty2014

30.05 Липецк, в "Экклезиасте", программа "Своё и другое" (Щебина-Кузнецов-Курзанов).

31.05 Воронеж, на фестивальном дне рождения А`БРИСА.

ИЮНЬ

11.06 Москва, арт-клуб "Мастерская", двойной концерт: наши "ПаYзы им. Станиславского" и Женя Малахова с "Vetok.net Jazz trio",
http://vk.com/sherbina_malakhova

13.06  Питер, на ступенях Михайловского дворца - 4-й "Квартирник в Михайловском" (это в рамках фестиваля "Императорские Сады России"). Наш сэт с Лёвой после 18 ч.

20.06 Москва, Театр Эстрады, закрываем с Лёвой и Пашей первое отделение традиционного концерта к дню рождения Визбора.

22.06 Москва, сначала в районе шести - полседьмого попоём военных песен в сборнике в "КанцЭрте" (Рабочая улица, 38). Затем около 20 ч буду в Сокльниках (сцена Танцевальная веранда).

27-28.06 Выкса (Нижегородская обл.), фестиваль на базе отдыха "Сосновый бор".

29.06 ОТР (Общественное телевидение России), трансляция концерта памяти Визбора из Театра Эстрады, 16 ч по Мск.

ИЮЛЬ

04.-17.07 Франция, буду в Провансе.

18-20.07 Кировская обл., фестиваль "Гринландия".

23.07 Москва, концерт в "Археологии", расширенная акустика: Щербина-Кузнецов-Курзанов и Маша Логофет.

24-25.07 Дубна, Летняя школа "Русского репортёра". В четверг буду с концертом, в пятницу - проведу что-то вроде выездной сессии
PRO АВТОРА.

26.07-03.08 Селигер, фестиваль "Распахнутые ветра".

АВГУСТ

С 5 августа по 10 сентября буду на Кипре - творческие каникулы )

СЕНТЯБРЬ

05.08-10.09 - Кипр.

12-13.09 - Нижегородская обл., Городец. Фестиваль "Музыка сердец".

17.09 - Москва, клуб "Мастерская". Арт-роковый концерт - "ПаYзы им. Станиславского".

24.09 - Миасс, кафе-клуб "7 вечеров" сольный концерт.

25.09 - Челябинск, Дом профсоюзов, сольный концерт.

ОКТЯБРЬ

04-05.10 - Эстония, Тарту. Фестиваль "Музыка листопада".

08.10 Выкса (Нижегородская обл.), Дворец металлургов, сольный концерт.

12.10 Москва, клуб "Археология". Внеплановый концерт по заявкам, акустика.

16.10 Москва, ЦАП. Совместный концерт с Шурой Сухановым - вспоминаем наши старые моноспектакли "Рыцарь Случайного Образа", "О дворниках и ковбоях", всякие давнишние свои песенки конца 90-х.

19.10 Москва, клуб "Гнездо Глухаря", большой зал. Основная акустическая программа - с Лёвиной гитарой и Янгом на контрабасе. Здесь - всё самое любимое и самое новое. Концерт-путешествие "Чайки, море, седьмой причал".

24.10 Москва, "Русский клуб" на Варварке, зал "Серебряный век". Совместный концерт с Ольгой Егоровой (мандолина-блюграсс), наша обновлённая программа.

25.10 Москва, музыкальное участие в спектакле театра "Бенефис". Я там в качестве живого песенного оформления.

НОЯБРЬ

04.11 Питер, квартирник у Гороховского.

08.11 Москва, спиритический концерт в "Гиперионе" (акустика, с Лёвой).

13.11 Москва, концерт для учащихся школы "Интеллектуал".

14.11 Москва, 14:30, благотворительный концерт для детского онкологического центра.

14.11 Москва, 19:00, музыкальное участие в спектакле театра "Бенефис".

21.11 Саратов, зал "Река", концерт (акустика, с Лёвой).

22.11 Самара, клуб "Труба", концерт (акустика, с Лёвой).

24.11 Уфа, Джаз-клуб, концерт (акустика, сольно).

28.11 Нижний Новгород, концерт в "Кельтском доме" (сольно).

29.11 Киров, концерт в клубе "ТиР" (сольно)

ДЕКАБРЬ

04.12 Москва, клуб "Дума". Совместная программа с Ольгой Егоровой (мандолина-блюграсс). Арт-концерт "О[д]ни большого города".

06.12 Москва, квартирник в Марьино (по записи). Будем вдвоём с Лёвой.

11-12.12 – Осташков, концерт и мастер-класс. Будем вдвоём с Лёвой.

13.12 Москва, клуб "Шоколадная фабрика", Как Бы Фест. Играют: Сергей Калугин, ДМЦ, Василий Уриевский, Василий К., Хельга Патаки, Александр Щербина, Весна в Сан-Бликко, Кирилл Комаров и др. http://vk.com/event80960217

19.12 Москва, музыкальное участие в спектакле театра "Бенефис".

14 дек, 2014

барельефы

Н.Ф. ЩЕРБИНА: РАСКИНУЛОСЬ НЕБО ШИРОКО

В этот день мне бы вспомнить своего поэта-однофамильца, Щербину Николая Фёдоровича (как раз 14 декабря – аж 1821-го года). Смотрите, как замечательно:

У нас чужая голова,
И убежденья сердца хрупки...
Мы - европейские слова
И азиатские поступки.

Это в 1860-м написано. А вообще у него много чего хорошего – и элегии греческие (поскольку по маме – грек), и сатиры-эпиграммы довольно едкие по тем временам, и, понятно, романсы. Включая самый известный, на музыку Гурилёва, - “После битвы”. Тот, который потом народ переписал на другой мотивчик и другие слова. И где вместо щербиновского “раскинулось небо широко”, широко раскидывается море. И появляется каноническое “сказал кочегар кочегару”. Хотя у Николая Фёдоровича ни о каких кочегарах, конечно, речи и близко не шло. Там о греках, которые храбро дрались за свою независимость. Хотя да, тоже на море.

Спалив бригантину султана,
Я в море врагов утопил
И к милой с турецкою раной,
Как с лучшим подарком, приплыл.

И если не придираться к милой, что из-за сложной инверсии тоже оказалась раненной, романс очень душевный. Да что я рассказываю - есть же запись…

"Валаам" -- После битвы
2014.12.14_Н.Ф.Щербина

5 дек, 2014

барельефы

АФИША-2014. ДЕКАБРЬ

4-го в клубе "Дума" сыграем совместную программу с Ольгой Егоровой (мандолина-блюграсс). Всячески рекомендую. Это будет арт-концерт "О[д]ни большого города" - при участии Юлии МИМ, которая действительно мим )) Начало в 21:00.

6-го - московский квартирник в Марьино. Там по записи - если что, пишите в личку, свяжу с организаторами. Будем играть акустику - вдвоём с Лёвой.

11-12-го – Осташков, концерт и мастер-класс. Опять же с Лёвой.

13-го - Москва, клуб "Шоколадная фабрика", Как Бы Фест. Играют: Сергей Калугин, ДМЦ, Василий Уриевский, Василий К., Хельга Патаки, Александр Щербина, Весна в Сан-Бликко, Кирилл Комаров и др.

19-го - традиционно поучаствую с гитаркой в спектакле театра "Бенефис".

На этом общедоступные мероприятия заканчиваются ) Вплоть до 18-го января, когда приглашу вас в "Б2". Но об этом - в своё время...

4 дек, 2014

барельефы

АНОНС | МОСКВА | ДУМА | 04 ДЕКАБРЯ

Сегодня в московском клубе "Дума" - наш с Олей Егоровой совместный высокохудожественный балаган (официально - арт-концерт) - с перевоплощениями и материализацией. Будут мои стихи, будет Олина музыка, будут наши песни и будет Юля МИМ, которая на самом деле - мим. Короче - наша совместная программа "О[д]ни Большого Города". На этот раз будем петь и играть историю о Девяти музах мегаполиса. Начало в девять вечера. Адрес - Моховая-11. Билеты по 500 р.
И картинки:

2014_квадрат   ретро-открытка муза комедии (обрезка)

29 ноя, 2014

барельефы

:: PRO АВТОРА :: 33. ГРАФОМАНИЯ ПОНЕВОЛЕ

Обычно читатель склонен доверять автору, поскольку увлечён идеей, героями или сюжетом. Да и более-менее гладкий слог легко убаюкает критика и редактора – в том числе и нашего, внутреннего. Но если сон разума рождает чудовищ, то суета плодит несуразности. Беда века: торопливое письмо так же не способствует процветанию литературы, как и торопливое чтение.

Идеальных поэтов и писателей не существует. У всех можно найти стилистические огрехи. Или то, что одни примут за стилистические огрехи, а другие – за авторскую находку. В конце концов, всё решают наши вкусовые пристрастия, начитанность и всё тот же, не раз уже упомянутый, семантический слух (гл. :: 32). Сюда же кундеровское “Художник придумывает правила сам и для себя”. Сюда же пушкинское “Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю”.

Абсолютный семантический слух – и ценность, и редкость, и, в каком-то смысле даже проклятие. "Абсолютники", что музыкальные, что семантические, в силу своего дара, вынуждены страдать от фальши и графоманства окружающих - в жизни и в творчестве. Если переходить на личности, первые, кто мне приходят сейчас на ум, - Гоголь, Набоков, Бродский… Вот уж у кого слух на семантику и стилистику выглядит безупречным. При том, что тот же Николай Васильевич в ранних повестях упорно обзывал штукатурку щекатуркой, и никакие редактора не могли заставить его думать иначе. Хотя в самых поздних вещах, похоже, он пошёл на попятный - слово вернулось к своему нормальному написанию.

Бывают и вовсе казусы, входящие в литературоведческий обиход. Взять широко разошедшийся с лёгкой руки Довлатова литературный анекдот про “круглый стол овальной формы”. Это из Достоевского. Так Фёдор Михайлович описывал комнату старухи-процентщицы. Дословно: "Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем…” и т.д. Издатель "Русского вестника" Михаил Катков взялся было исправить явную описку, но Достоевский вроде как подумал и сказал: "Оставьте как есть." И значит либо Фёдор Михайлович просто заупрямился, либо знал больше издателя и ляп таковым не считал.

С тех пор этот овально-круглый стол превратился в расхожий литературный мем. И часто служит спасительным щитом для воинствующих графоманов – наряду с “я так вижу” и “вам этого не понять”. Между тем вопрос с пресловутым столом остаётся открытым.

Я, например, именно такой стол видел в детстве в одной московской коммунальной квартире. Это был круглый обеденный стол, который, в случае прихода гостей, можно было раздвигать – как раз превращая его в овальный. А недавно где-то нашёл, что в Петербурге 19 века, годах в пятидесятых, такие столы были в большой моде. А на ценниках так и писали – “Стол такой-то, круглый (овальный)”. То есть Фёдор Михайлович, как минимум, просто точно указал на вид мебели и на примету времени. А может и выделил таким образом эту вещь из перечисления, как несколько чуждую для обстановки. Всё же такие столы приобретали, конечно, для больших домов и в больших семьях, у старухи-процентщицы он вполне мог оказаться в качестве невыкупленного залога. В конце концов, описание даётся глазами Раскольникова, который и сам минутой позже отдаёт Алёне Ивановне (какое же всё-таки нежное имя для “злой и старой вдовицы”) серебряные часы – в залог. Который, как мы скоро узнаем, так же не будет выкуплен.

Но история с достоевским столом – это скорее исключение. Чаще авторские ляпы настолько однозначны, что легко собираются в подборки довольно комичных цитат.

Давайте проведём эксперимент. Ниже – образцово-показательный микс из семантических ляпов. Я специально перемешал цитаты из школьных сочинений, любовных романов и… двух классических книг. Причём одна - прошлого (в смысле - двадцатого) века, вторая и вовсе – позапрошлого. Не знаю, осилили ли вы в своё время сами книги, но авторов, уверяю, знаете. Сможете распознать (угадать) – где классика, а где ширпотреб?

"Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты".

"Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами".

"Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания".

"Её чудесно курносый нос плавно переходил в лебединую шею".

"Вскоре проехал автобус, увозя за собой пассажиров".

"Закрыв глаза, он медленно поднимался по лестнице, нежно прижимаясь к ней губами".

"Борис не пожалел для друга ни последнего куска хлеба, ни последнего патрона".

"Надев рубашку и изящные брюки с расстегнутым воротником, он стремглав вышел из комнаты".

"Одержанная над неприятелем победа осложнилась".

"С лестницы позвонили. Лара навострила уши".

Ну, достаточно. Сделаем небольшую паузу – на подумать. И ещё раз повторим тезис, что идеальных стилистов не существует. Ошибиться может каждый. Схема проста. Вы написали глупость и не заметили. Кто-то (со стороны оно всегда виднее) указал на ваш ляп. Затем у вас два варианта: сыграть в Достоевского, оставив всё как есть, или поблагодарить критика, исправив написанное. И то, и другое – ваше право и ваша же ответственность… Пауза “на подумать” закончилась. Разберёмся с цитатами.

Первые три – из Льва Николаевича (“Война и мир”, том 3, часть 1, Х и том 4, часть 4, Х). Тут, в общем, понятно. Работая с такими объёмами текста, избежать стилистических огрехов невозможно – ни автору, ни редакторам. “То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание” (там же, том 4, часть 1, VII).

Последние две цитаты – из Бориса Пастернака (“Доктор Живаго”). Здесь уже всё не так однозначно. Тот же Владимир Набоков довольно жёстко окрестил пастернаковский роман как "недалёкий и неуклюжий", т.е. двумя словами перечеркнул сразу и ЧТО, и КАК. Ну, положим, с любым ЧТО (содержанием) – можно спорить до бесконечности. Многое определяет и жизненная позиция, и всегда субъективные отношения, и опыт читателя. Что подтверждает и личность Пастернака, и Нобелевская премия, присуждённая роману. А вот с позиции КАК (изложение) “Живаго” и впрямь оставляет много вопросов. Поскольку буквально на каждой странице грешит стилистическими странностями. Вроде по-собачьи “навострившей” уши Лары (лирической героини, к слову), или победы, которая, будучи уже одержанной, вдруг “осложнилась” – задним числом.

“Юра, Миша и Тоня весной следующего года должны были закончить университет и Высшие женские курсы”.

“Живаго описывал Гордону внешний вид местности”.

“Едва касаясь земли круглой стопою и пробуждая каждым шагом свирепый скрежет снега, по всем направлениям двигались незримые ноги в валенках, а дополняющие их фигуры в башлыках и полушубках отдельно проплывали по воздуху, как кружащиеся по небесной сфере светила”.

И т.д. и т.п. Можно составить внушительный список примеров, кои с большой натяжкой удалось бы отнести к индивидуально стилистике или к счастливым авторским находкам.

В предыдущей главке мне уже довелось цитировать убийственный стих о разведчиках (гл. ::комментарии-5). Приходится мириться с тем, что эти “разведчики” написаны той же рукой, какой создавалось гениальное по своей простоте и силе “Мело, мело по всей земле во все пределы…”. Вообще, история с творчеством Бориса Пастернака выбивается из канонических представлений о семантическом слухе. И интересна нам отнюдь не желанием низвергать кумиров или выискивать блох, а творческой кухней и психологией. И психологией взаимоотношений автор-критик в том числе (гл. ::4, ::27, ::31). Примером может служить жесткая отповедь, данная журналом “Знамя” не менее жёсткому стилистическому разбору, предпринятому Владиславом Сафроновым. Для интересующихся могу дать ссылку на одну из его статей http://moloko.ruspole.info/node/1708. Сразу предупрежу – тон изложенных там претензий, увы, весьма резок. Но правомерность большинства из них сей факт (опять же - увы!) не отменяет.

Александру Генису, кажется, принадлежит замечание об иррациональной любви авторов к своим, даже самым откровенным, ляпам – чем-то они им дороги и греют душу. Возвращаясь к истории с овально-круглым столом, вспомним и о том, что цитировавший её Довлатов убедил поторопившегося с исправлениями корректора перепечатать всю страницу – в своём, авторском, варианте. И даже снабдил материал сноской: опечатка допущена с ведома и согласия автора.

Что снова подводит нас к всё к той же, уже озвученной, позиции. Человека, работающего со словом, такие истории не могут не интриговать. Интриговать – исключительно с точки зрения выработки семантического слуха и работы над собой. Посему оставим на время классикам их вольные или невольные ляпы и сосредоточимся на том, чтобы меньше допустить своих.

VK_PRO-АVTORA_citata_33

:: предыдущие серии ::

25 ноя, 2014

барельефы

:: PRO АВТОРА :: КОММЕНТАРИИ 5

Этот разговор – по мотивам комментариев к предыдущей главе. Той, где про семантический слух. “Провокация” сработала даже лучше, чем я ожидал. И дело не в семантике – в основном паблике http://vk.com/pro_avtora (откуда идут перепосты и сюда) сам ляп был вычислен уже со второго комментария. Сомнительный оборот "рифмованная серость всех мастей" – как раз и была примером семантической несуразицы. Глаз пропускает небрежность, поскольку ум понимает, что именно автор (в данном случае я) хотел сказать. Но семантический слух всё же должен споткнуться на "серости" и "всех мастей", почувствовав - что-то не так. Употреблённая в переносном смысле "серость" имеет и прямое значение – вполне определённого цвета. И этот цвет, понятно, не может быть "всех мастей". Поскольку основное значение слова "масть" неразрывно связано как раз с различием по цветовому признаку. Вороная масть, рыжая, гнедая, та же серая – и даже в яблоках.

С этим разобрались. Дальше интересней. Понятно, что, доверясь автору, можно пропустить (а порой и простить) даже откровенные нелепости в тексте. Но верно и обратное. История с "серостью" и "мастью" ещё раз показывает, что если отнестись к тексту с пристрастием, начнёшь видеть подвох уже в каждом слове и подозревать автора в том, чего и не было. Так, Ане сразу же не понравился проходной и совсем безобидный фразеологизм о писателях “средней руки”. Наташу смутили “рыцари пера”, c чем, кстати, я совершенно согласен – здесь легко можно было бы обойтись без столь высокого штиля (если бы в своих коварных целях автор вообще не нагрузил всю фразу по самое некуда, чтобы замаскировать требуемый ляп). А Богдан вот напрягся по поводу “старательных”, хотя сама по себе старательность, как и упорство, – довольно часто сопутствующая графомании черта. Многие из графоманов и старательны, и трудолюбивы, и, как следствие, плодовиты. Просто, согласно той же семантике, сама по себе старательность ещё ни о чём не говорит. Можно очень стараться – и написать полную галиматью.

В одном из комментов хорошо обрисована и такая ещё проблема. [Богдан Преображенский]: “…Слово, которое само по себе имеет определенную семантику, вкупе с человеком может иметь эту самую семантику уже совершенно другую… Всё зависит не от слова, а точнее не от комбинаций слов, а от человека, на которого действие этих слов направлено) То есть "провокацию" разные люди могут разглядеть в разных местах”.

И всё-таки, думается мне, всё зависит как раз от слова. Для этого-то и нужны в языке правила - орфографии, ударения, семантики… Чтобы можно было понимать друг друга (а вовсе не для того, чтобы ограничить нашу свободу писателя или читателя, как думают многие графоманы). Правила – не прихоть, а необходимость. Поскольку людям свойственно слышать и воспринимать одни и те же слова по-разному. Что приводит к недоразумениям в отношениях и к читательским-писательским ляпам в текстах. Но мы всегда можем себя проверить. Как с той же “старательностью”, раз мы к ней так привязались. Возникли сомнения – не зазорно глянуть значение слова. Идём по той же ссылке на семантический словарь, находим толкование: “аккуратность и исполнительность в делах”. Заметьте, ни слова про результат, не так ли? Речь о процессе. Как и аккуратность, исполнительность, рвение, упорство и другие синонимы с той же положительной окраской, - старательность вовсе не гарантия качества.

Именно в этом смысл развития семантического слуха – чувствовать такие вещи на раз. И дальше – пользоваться. Скажем, имеет смысл поставить рядом пару противоположных по окраске (положительно-отрицательно) слов, чтобы подчеркнуть ироническое отношение к персонажу. Например, “вдохновенно несёт чушь”. Куда более ёмко и выразительно, чем впрямую рассказывать про глупого и не очень талантливого персонажа, который к тому же считает себя гением и с апломбом это кому-то демонстрирует.

Интересно проследить и за влиянием на текст самой личности автора. И наших представлений об этой личности – субъективных или привнесённых (модой, например, или сложившимся общественным мнением). А хотите, проведём ещё один эксперимент? Вот отрывки из одного стихотворного опуса о войне:

В деревню ворвались нахрапом,
Как гости или коробейники.
Чтоб зверю лучше дать по лапам,
Поближе залегли в репейнике.
...
Всмотрясь и головы попрятав,
Разведчики, недолго думая,
Пошли садить из автоматов,
Уверенные и угрюмые.

Он дал ногой в подвздошье вору
И, выхвативши автомат его,
Очистил залпами контору
От этого жулья проклятого.

Как вдруг его сразила пуля.
Их снова окружили кучею.
Два остальных рукой махнули.
Теперь им гибель неминучая.
….
По ним стреляют из-за клети.
Момент и не было товарища.
И в поле выбегает третий
И трет глаза рукою шарящей.
….
Без памяти, забыв раненья,
Руками на бегу работая,
Бежит он на соединенье
С победоносною пехотою.

Тут нам и "трёт глаза рукою шарящей", и "руками на бегу работая", и какое-то обывательски-обиходное "жульё", и стреляющий залпами (!) автомат, и много чего ещё удивительного… Теперь найдите это стихотворение в любом поисковике, наберите первые строчки "Синело небо. Было тихо…" Долго искать не придётся, поверьте. Произведение входит в сотни подборок из золотого фонда, поскольку написано… Ну, посмотрите сами. Но согласитесь - если б я сразу назвал автора, эксперимент вряд ли удался. Магия авторства играет при чтении не последнюю роль.

В новой главе вспомним и о других подобных историях и вообще – о графомании, так сказать, “поневоле”.

VK_PRO-АVTORA_comments_5

:: предыдущие серии ::

Предыдущие 10 | Следующие 10